Русско-японская война 1904-1905 гг  »
Военно-морские силы России на начало 20 века  »

Основными классами судов российского флота были эскадренные броненосцы, миноносцы и бронированные и легкие крейсеры. Также были специальные и вспомогательные суда. К ним относятся броненосцы береговой обороны, тихоходные и небольшого водоизмещения; канонерские лодки, небольшие суда с малым ходом и средней артиллерией; минные заградители; суда посыльные; транспортные суда.

У эскадренных броненосцев, которые были построены со второй половины 90-ых годов по 1903 год, водоизмещение составляло до 13 тысяч 800 т, а скорость хода была до 18 узлов. Броненосные крейсеры того же времени имели водоизмещение от 7 тысяч 700 до 13 тысяч 800 т и скорость хода 18-21 узлов. У легких крейсеров постройки водоизмещение составляло от 2 тысяч 400 до 6 тысяч 700 т при скорости хода 19-25 узлов. Миноносцы обладали малым водоизмещением – до 180 т и могли развивать скорость 24-26 узлов, скорость русских истребителей составляла 26-27 узлов.

В русско-японской войне использовались также и подводные лодки. В России первую подводную лодку построили на Балтийском судостроительном заводе в Петербурге в 1902-1903 годах. Она называлась "Дельфин" и была спроектирована инженером И.Г. Бубновым. Водоизмещение подлодки составляло 115 т надводное и 150 т – подводное. Лодка могла развивать скорость до 6,5 узла на воде и 6 узлов под водой. Вооружено судно было четырьмя торпедными аппаратами. На «Дельфине» стояли бензиновый двигатель, аккумулятор, купленный заграницей и электромотор.

Перед началом русско-японской войны Балтийский судостроительный завод получил заказ на новую подводную лодку «Касатка», которая были улучшенным вариантом «Дельфина». К весне 1904 года было приказано построить еще 5 подобных лодок. Заказ на постройку 5 подводных лодок типа "Голланд" получил и Невский судостроительный завод.