Участники сражения »
«Владимир Мономах» - крейсер 1 ранга »

Решение о постройке крейсера на Балтийском заводе было принято в сентябре 1880 года. Предположительно судно должно было быть построено по типу «Дмитрия Донского», но в ходе строительства проект неоднократно менялся, и в результате оба крейсера значительно отличались друг от друга по механической установке, вооружению и по конструкции. Например, на «Мономахе» уже не стало закрытой палубы, а машины работали каждая на свой гребной вал.

Спущенный на воду в октябре 1882 года крейсер, в июле следующего года вступил в строй, когда он был отправлен в Копенгаген конвоировать императорскую яхту «Держава». Следующие несколько лет судно находилось в составе Балтийского флота.

В конце 1889 года «Владимир Мономах» на три года перебазируется на Дальний восток, откуда возвращается для замены котлов в родную Балтику. Но уже в 1895 году с целью усиления тихоокеанской эскадры снова отбывает к тихоокеанским берегам.

Прибытие «Владимира Мономаха», а следом за ним и броненосца «Император Николай I», вынудило японский флот отступить от российских берегов и даже вернуть уже захваченные Порт-Артур и Ляодунский полуостров, однако артиллерия на крейсере требовала срочной замены, и судно вновь отбыло в Кронштадт.

Свое четвертое плавание на Дальний Восток крейсер совершил в ноябре 1897 года, где участвовал в подавлении китайского восстания 1900 года.

Приказ о возвращении на родину был получен на судне в декабре 1901 года. Дальнейшая дислокация «Владимира Мономаха» происходила в Средиземном море, где он был оставлен стационером и пробыл до прибытия в Кронштадт в сентябре 1902 года.

Во время русско-японской войны крейсер «Владимир мономах» совершает свой последний поход на Дальний Восток в составе третьей Тихоокеанской Эскадры, где участвует в Цусимском сражении получает повреждения. В этом бою экипаж теряет 1 человека убитым и 16 ранеными. У него пробит левый борт, повреждены трубы, такелаж, спасательные шлюпки, выведено из строя носовое орудие.

Во время сражения нанес серьезные повреждения японскому крейсеру «Идзуми», где оказалось 3 убитых и 7 раненых.

В ночь на 15 мая 1905 года судно было торпедировано в район угольной ямы в носовой части по правому борту, и было затоплено экипажем. Весь уцелевший состав экипажа был захвачен японскими крейсерами «Мансю-Мару» и «Садо-Мару».

19 сентября 1905 года крейсер «Владимир Мономах» был исключен из списков флота связи с гибелью.