Участники сражения »
Малоизвестные факты о крейсере Аврора »

Казалось бы, про Аврору мы знаем все с детства. Тем не менее, оказывается, есть немало любопытных малоизвестных фактов, неизвестных широкой публике.

Несмотря на свою громкую историческую судьбу, крейсер строился по далеко не самому лучшему проекту того времени. Он уступал иностранным аналогам и мощностью машин, и силой артиллерии. В то время на флоте ходила шутка, что Аврора отличается от обычного парохода только низкой скоростью и некоторым количеством маломощных орудий.

В мае 1905 года крейсеру здорово повезло – будучи одним из крейсеров в составе отряда 2-й тихоокеанской эскадры, он каким-то образом смог уйти от преследования японских судов и укрылся в Филлипинском порту Манила, где в то время была расположена Американская база военного флота. В 1908 году экипаж крейсера участвовал в ликвидации последствий землетрясения в Сицилии, а в феврале 1922 года крейсер снова зашел в Сицилию, в порт Мессина, чтобы получить по этому поводу золотую медаль. И случилось так, что именно в день захода Авроры в Мессианский порт в городе произошел сильнейший пожар. Экипаж Авроры принял активное участие в его тушении, и с тех пор русские моряки в глазах мессинцев стали восприниматься не иначе, как ликвидаторы стихийных бедствий.

У Авроры была поистине счастливая судьба. Она стала одним из двух крейсеров, уцелевших в Цусимском сражении, вместе с японским крейсером Микаса. Аврора получила известность после Цусимы еще и благодаря тому, что на её борту именно тогда была впервые опробована в боевых условиях рентгенографическая установка, спасшая жизни многих моряков.

Всем известно, что выстрел носового орудия крейсера Аврора послужил сигналом к штурму Зимнего дворца. О деталях известно куда меньше. Например, о том, что на позицию к Зимнему крейсер выводил лично его капитан Николай Эриксон, который побоялся доверить это матросам из-за мелководья.

Интересно, что и здесь Авроре просто повезло, т.к. на её месте могло оказаться любое другое военное судно из стоящих на Неве. На самом деле Аврора подошла к Николаевскому мосту только для его охраны от сил, верных Временному Правительству.

В 1941 году был подписан приказ наркома ВМФ СССР о присвоении имени Аврора новому крейсеру, что фактически означало печальную участь знаменитого крейсера, т.к. в военном флоте может быть судов с одинаковым названием. На этот раз Аврору спасла война.

Летом 1984 года Аврора была отбуксирована к судостроительному заводу «для капитального ремонта и переоборудования». Через три года на её место встал новый корабль. Эксперты говорят, что то, что стоит сейчас у знаменитого причала – вовсе не та Аврора, а только часть её корпуса выше ватерлинии. Нижняя часть крейсера Аврора, залитая бетоном, покоится на корабельном кладбище.